Информационные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе.

(Выступление на курсах   в МРИО.)

Учитель химии МОУ «Лицей №43» Сысманова Н.Ю.

        В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных,  соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Информационные технологии позволяют:

         При использовании компьютерных технологий в рамках медиаобразования меняется роль учителя он перестает быть доминирующим источником информации, контролирующим практически все потоки информации в процессе обучения, и становится аналитиком потока компьютерной информации и консультантом учащихся. В процессе обучения начинают превалировать задания на критический анализ, систематизацию, постановку задач, а также решение проблем творческого и поискового характера.
         Мультимедийный инструментарий позволяет преподавателю перейти к новому типу обучения. Появляется возможность отойти от доступного прежнему инструментарию воздействия только на вербальное, рационально-логическое левополушарное мышление учащихся. Целенаправленно воздействуя на образное, интуитивное, правополушарное мышление, можно развить творческие возможности учащегося, стимулировать его к генерации новых знаний.
Особое
значение приобретают адаптация традиционных образовательных технологий и создание новых, индивидуализация обучения в зависимости от склада ума и специфики способностей каждого учащегося. При традиционном обучении в классе учителя пытаются сотрудничать с детьми, но используемые при этом формы представления учебного материала не позволяют обеспечить максимальной обратной связи с учащимися.
       Компьютер это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства, на концепции микромиров, представляющих собой некоторые модели реального мира, которые с той или иной степенью детализации творит сам ребенокультимедиа, интегрированное в традиционные предметы школьного цикла, становится одним из средств повышения эффективности обучения, так как;
• усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;
• мультимедиа воспринимается радостно, а радость, в свою очередь, стимулирует расположение к учебному предмету;
• предоставляется возможность оценить себя на фоне других учеников;
• выдвигается новый критерий оценки:
побеждает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;
• создается возможность отвлечься от реальной ситуации с ответственностью, наказуемостью и дать волю фантазии, снять барьеры;
• мультимедиа это конкретная технология развивающего обучения;
• предоставляется возможность установления межпредметных связей.
          К наиболее эффективным формам представления материала по предметам, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария: во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями, во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение,         в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика.

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

       В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский. Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов. Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации. Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов.

     Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.

 Электронный учебник по биологии на сервере «Открытый колледж». Содержание учебника приведено на сайте Биология сервера «Открытый колледж» ООО «Физикон» — http://www.college.ru/biologi/ На сайте школы университета штата Вирджиния (США) можно найти «Виртуальную лягушку». Эта оригинальная моделирующая программа создана в 1994 году. Web-сайт позволяет препарировать на экране виртуальную лягушку

. Основное меню программы размещено по адресу -www.curry.edschool.Virginia.EDU/go/frog/menu.htmlwww.edu.ru –Российское образование (федеральный портал)

center.fio.ru/som - в помощь учителю (московский центр интернет-образования)

pedsovet.alledu.ru – Всероссийский августовский Интернет-педсовет 2002

www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/MATH/STAT/KNMINING/knowledge_mining.htm

-путеводитель для школьников в мире науки

www.dvesta.com/olimp - олимпиадные задачи по программированию

www.nips.riss-telecom.ru/poly -мир многогранников

http://comp-science.narod.ru/ - дидактические материалы по математике и информатике

www.edu.yar.ru/russian/pedbank - банк педагогического опыта (физика, математика, химия, биология, русский язык)

www.debryansk.ru/~lpsch/ -Информационно-методический сайт «Учитель и ученик»

www.omsk.edu.ru – Омский образовательный сервер

www.ug.ru – Учительская газета

www.1september.ru

www.iss.stthomas.edu/russian - рекомендации учащимся об организации процесса обучения

www.experiment.lv – развивающее обучение Эльконин-Давыдов

http://dod.miem.edu.ru – центр развития системы дополнительного образования

www.iro.yar.ru:8101 – институт развития образования грославля

www.school.edu.ru – педагогика общеобразовательной школы

www.ychitel.com – журнал «Учитель»

http://eidos.techno.ru – Центр дистанционного образования «Эйдос»

 

Hosted by uCoz