Выступление на педсовете по теме:

Использование информационных технологий при обучении химии.

 

Учитель химии МОУ «Лицей №43» Сысманова Н.Ю.

 

            Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную  культуру, новую культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения типов школ.

            Термин «информационные технологии» применяется в образовательном процессе совсем недавно и подразумевает использование компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и обучения предметам. Компьютерные технологии призваны помочь учителю в школе делать то, что без компьютера делать очень сложно; делать то, что не делали раньше; делать по-новому то, что делали всегда.

            Работать по этой проблеме я начала всего лишь год назад и убедилась в том, что применение компьютера на уроках химии целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно.  Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа-уроки. Так,  мною проводились уроки-лекции с использованием компьютерных дисков по темам: «Природные источники углеводородов» (10 класс), «Белки» (10 класс),  «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений» (11 класс). На этих уроках учащиеся не только получили исчерпывающую информацию по темам, но и наглядно увидели строение полимеров, устройства колон синтеза веществ и качественные реакции на белки. Затем  были проведены семинары, где рассматривались те вопросы, которые освещались  на предыдущих уроках. Система уроков медиа-лекция и семинар показала, что учащиеся лучше усваивают  материал и реальнее представляют себе процессы, происходящие между веществами. 

            Применение компьютерного диска можно использовать и на уроках объяснения нового материала. Такой урок был проведён в 9 классе по теме «Общая характеристика элементов 4А группы. Углерод». В отличие от лекции,  на этом уроке ребята не только получали информацию, но и обсуждали просмотренный материал, закрепляли изученное и проводили химический эксперимент. Достоинством этого урока является то, что учащиеся смогли увидеть  не представленные  в учебнике аллотропные модификации углерода, причём в пространственной форме и в движении.

            Закрепление изученного материала также можно проводить с применением  дисков. С этой целью  был проведён медиа-урок  в 10 классе по теме «Многоатомные спирты». Зная свойства одноатомных спиртов, ребята предсказывали строение и свойства многоатомных , а затем проверяли свои предположения с помощью компьютерного диска.  Таким образом, учащиеся учились анализировать и сравнивать.

             Хочется отметить, что в условиях  лицея не всегда можно провести химический эксперимент в должном виде. А так как химия - наука экспериментальная, то помощь компьютера в данном случае просто необходима. Поэтому  при обобщении знаний в 10 классе был проведён медиа-урок на тему «Качественные реакции в органической химии». Часть урока была посвящена просмотру и записи  качественных реакций на органические вещества, а вторая половина - решению экспериментальных задач. Такое комплексное повторение даёт возможность лучше запомнить и воспроизвести ранее изученное.

             И, конечно же, очень большую роль играют компьютерные диски в подготовке к единому государственному экзамену. Они помогают проверить  знания учащихся и устранить  пробелы. Действенность их впервые была проверена выпускниками 2004 года. Из восьми сдававших ЕГЭ по химии, двое получили оценку «5», остальные - «4». В 2005 году – из 7 сдававших учеников 6 получили оценку «5».

            Таким образом, эффект применения компьютерных технологий зависит в наибольшей мере от умения использовать новые возможности. Важно  включить эти технологии в систему обучения каждого ребёнка, предоставить ему свободу выбора форм и средств деятельности при решении учебных задач, в тоже время, обеспечивая его системой помощи в случае затруднений.

             Очевидно, что в самом ближайшем будущем умение учителя-практика пользоваться компьютером в учебном процессе станет обязательным элементом его профессиональной компетенции.

 

Hosted by uCoz