Информационные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе.
(Выступление на курсах в МРИО.)
Учитель химии МОУ «Лицей №43» Сысманова Н.Ю.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Информационные технологии позволяют:
При использовании
компьютерных технологий в рамках медиаобразования
меняется роль учителя — он
перестает быть доминирующим источником информации, контролирующим практически
все потоки информации в процессе обучения, и становится аналитиком потока
компьютерной информации и консультантом учащихся. В процессе обучения начинают
превалировать задания на критический анализ, систематизацию, постановку задач,
а также решение проблем творческого и поискового характера.
Мультимедийный
инструментарий позволяет преподавателю перейти к новому типу обучения.
Появляется возможность отойти от доступного прежнему инструментарию воздействия
только на вербальное, рационально-логическое левополушарное
мышление учащихся. Целенаправленно воздействуя на образное, интуитивное,
правополушарное мышление, можно развить творческие возможности учащегося, стимулировать его к генерации
новых знаний.
Особое значение приобретают адаптация традиционных образовательных
технологий и создание новых, индивидуализация обучения в зависимости от склада ума и специфики
способностей каждого учащегося. При традиционном обучении в классе учителя
пытаются сотрудничать с детьми, но используемые при этом формы представления
учебного материала не позволяют обеспечить максимальной обратной связи с
учащимися.
Компьютер — это инструмент, с помощью
которого обучение
может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания — более глубокими и
обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на
подходах, в основе которых лежат естественное любопытство и средства для
удовлетворения этого любопытства, на концепции микромиров, представляющих собой
некоторые модели реального мира, которые с той или иной степенью детализации
творит сам ребенок.Мультимедиа,
интегрированное в традиционные предметы школьного цикла, становится одним из
средств повышения эффективности обучения, так как;
• усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;
• мультимедиа воспринимается радостно, а радость, в свою очередь, стимулирует
расположение к учебному предмету;
• предоставляется возможность оценить себя на фоне других учеников;
• выдвигается новый критерий оценки:
побеждает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;
• создается возможность отвлечься от реальной ситуации с ответственностью,
наказуемостью и дать волю фантазии, снять барьеры;
• мультимедиа — это
конкретная технология развивающего обучения;
• предоставляется возможность установления межпредметных связей.
К наиболее эффективным формам
представления материала по предметам, следует отнести мультимедийные
презентации. Данная форма позволяет
представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных
исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом
случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет
заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в
память учащихся.В последнее время наблюдается массовое
внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных
ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для
использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных
задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного
видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не
может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии –
нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария: во-первых, может быть
поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на
магнитных носителях для последующего многократного использования разными
пользователями, во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую
информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию,
инициирующую конструктивное общение,
в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический
обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может
оцениваться как проектная работа ученика.
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский. Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов. Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации. Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов.
Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.
Электронный учебник по биологии на сервере «Открытый колледж». Содержание учебника приведено на сайте Биология сервера «Открытый колледж» ООО «Физикон» — http://www.college.ru/biologi/ На сайте школы университета штата Вирджиния (США) можно найти «Виртуальную лягушку». Эта оригинальная моделирующая программа создана в 1994 году. Web-сайт позволяет препарировать на экране виртуальную лягушку
. Основное меню программы размещено по адресу -www.curry.edschool.Virginia.EDU/go/frog/menu.htmlwww.edu.ru –Российское образование (федеральный портал)
center.fio.ru/som - в помощь учителю (московский центр интернет-образования)
pedsovet.alledu.ru – Всероссийский августовский Интернет-педсовет 2002
www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/MATH/STAT/KNMINING/knowledge_mining.htm
-путеводитель для школьников в мире науки
www.dvesta.com/olimp - олимпиадные задачи по программированию
www.nips.riss-telecom.ru/poly -мир многогранников
http://comp-science.narod.ru/ - дидактические материалы по математике и информатике
www.edu.yar.ru/russian/pedbank - банк педагогического опыта (физика, математика, химия, биология, русский язык)
www.debryansk.ru/~lpsch/ -Информационно-методический сайт «Учитель и ученик»
www.omsk.edu.ru – Омский образовательный сервер
www.ug.ru – Учительская газета
www.iss.stthomas.edu/russian - рекомендации учащимся об организации процесса обучения
www.experiment.lv – развивающее обучение Эльконин-Давыдов
http://dod.miem.edu.ru – центр развития системы дополнительного образования
www.iro.yar.ru:8101 – институт развития образования г.Ярославля
www.school.edu.ru – педагогика общеобразовательной школы
www.ychitel.com – журнал «Учитель»
http://eidos.techno.ru – Центр дистанционного образования «Эйдос»